Меню

Наши преимущества

Без предоплаты!

100% уникальность

+ проверка антиплагиатом

Соблюдение сроков!

Задать вопрос

...

Методы научного исследования

Написание диссертационного исследования, обязательно предусматривает использование соответствующих методик и методологии научного исследования. Методика исследования, должна соответствовать той области научного знания, в рамках которого пишется научно-исследовательская работа в форме диссертации.

 

Методы исследования, которые применяются при разработке диссертации, а вернее их совокупность, образуют методологическую основу диссертации. Правильный подбор методологии диссертационного исследования, в соответствии с отраслью научного знания, позволяет получить наиболее адекватные научные результаты авторского научного исследования.

 

К выбору методов исследования, необходимо отнестись с крайней степенью серьезности, так как от этого зависит научная достоверность полученных результатов. Грубо говоря, в диссертационном исследовании по психологии или педагогике, как правило, проверяется авторская психологическая или педагогическая методика обучения, или же коррекции поведения. Для этого используется метод эксперимента, на основе проведения экспериментального исследования в двух группах: контрольной и экспериментальной.

 

В случае, если эксперимент будет завершен и покажет, что результаты авторской методики обучения или коррекции, превосходят результаты ранее использованных методик, следовательно научная работа была выполнена успешно.

 

В разделе "Методологическая основа" автореферата диссертации, обозначены только основные методики, используемые соискателем в процессе работы:

1. Специальные: анализ, экономико-математическое моделирование, аналитическое исследование, статистика, дидактика, интерпретация, сравнительный анализ, анкетирование и т.д.

2. Общенаучные: эксперимент, аналитика, предвидение, синтез, дедукция и индукция и т.д.

 

Различают следующие виды общенаучных методов:

1. Теоретические - движение от абстрактного к конкретному;

2. Ээкспериментальные - создание оптимальных для исследования условий (принцип научного моделирования), наблюдение сравнительный анализ.

Подметод наблюдения: служит основой экспериментальных исследований, применение которого является основой всех человеческих органов чувств. С их помощью удается сделать выводы о естественном поведении объекта, без искусственно созданных факторов воздействия.

Подметод сравнения: применяется для установления связей объектов исследования с реальностью.

Подметод моделирования: служит для построения естественной или реальной модели объекта исследования.

3. Теоретико - эмпирический метод. Представляет собой совокупность методик, также содержащих несколько подметодов: дедукцию, индукцию, аналогию, абстрагирование.

Дедуктивный подметод: действует по принципу обратной индукции и использует уже обоснованные понятия для практического исследования объекта.

Индуктивный подметод: основывается на результатах полученных в ходе исследований и экспериментов. Он формирует теоретическую базу для дедукции.

Подметод аналогии: нужен для сравнительного анализа нескольких исследуемых объектов, исходя из набора имеющихся признаков.

Подметод абстрагирования: служит для мысленного исключения побочных признаков и понятий. Он позволяет сосредоточиться на основных параметрах объекта, которые максимально на него воздействуют.

 

Раздел введения диссертационного исследования, в котором осуществляется обоснование выбранного метода или методов исследования, называется "методологические основы диссертационного исследования". В данном разделе автором обосновывается целесообразность использования тех методов исследования, которые были им выбраны для проведения научно-исследовательской работы.