Меню

Наши преимущества

Без предоплаты!

100% уникальность

+ проверка антиплагиатом

Соблюдение сроков!

Задать вопрос

...

методы научного исследования

 

Одной из обязательных частей для ведения автореферата или диссертационной работы является проведение исследования при помощи неразрывно связанных с собой методологических понятий.

 

Совокупность методов, используемых соискателем для научного познания и есть основа диссертационного исследования с помощью принципов методологии. Работая при помощи методологии, задачей соискателя становится как можно более подробное описание и обоснование всех применяемых им в процессе исследования методов. Полученные данные будут свидетельствовать о способности соискателя выбрать нужный метод и покажут насколько глубоко он овладел предметом.

 

Все это в совокупности даст информацию о точности и достоверности полученных в результате исследования результатов и их практического применения.

 

В разделе "Методологическая основа" автореферата диссертации, обозначены только основные методики, используемые соискателем в процессе работы.

 

1. Специальные. К ним относят методы, которые используются в конкретной науке: моделирование с помощью семантики, математики и права.

Области применения специальных методов в различных отраслях науки:

 

  • экономика - предельный или маржинальный анализ, построение экономико - математической модели, функциональная аналитика, исследования колебаний статистики социологической и экономической конъюнктуры и др.;
  • юриспруденция - основы правового моделирования и интерпретации норм права, формально - юридического и сравнительно - правового анализа;
  • психология - методики используются в процессе беседы, анкетирования, психологического анализирования процессов и продуктов деятельности. Также существует биографический метод.

 

2. Общенаучные. В отличие от специальных методов, общенаучные не привязаны к конкретной дисциплине и применяются гораздо более масштабно и глобально. Они используются в таких областях как эксперимент и предвидение, аналитика и синтез, дедукция и индукция и т.д.

Различают следующие виды общенаучных методов:

I. Теоретические - их основой служит совокупность подметодов, используемых для идеализации, формализации или восхождению от абстрактных к конкретным понятиям и т.д.

Например, в процессе рассуждений от абстрактного к конкретному, происходит воображаемое разделение исходного объекта. Мыслительный процесс служит фактором, определяющим количество и тип частей разделяемого объекта: понятия (сущности), характеристики. Происходит оценка веса каждой составляющей, процент и степень ее влияния на целое, вероятность изменения объектом изначальных свойств и характеристик, вплоть до совершенно противоположных. После анализирования происходит мысленное восстановление исходного объекта.

II. Ээкспериментальные - эти методики направлены на выявление регулярных особенностей изучаемого объекта или явления в различных условиях: естественной среде, в пределах допустимых и менее вероятных, а также экстремальных условиях.

Здесь основным принципом исследования и получения достоверных результатов, является цикличность эксперимента. Экспериментальные методики делятся на подметоды:

 

  • создание оптимальных для исследования условий (принцип научного моделирования),
  • наблюдение
  • сравнительный анализ.

 

Подметод наблюдения служит основой экспериментальных исследований, применение которого является основой всех человеческих органов чувств. С их помощью удается сделать выводы о естественном поведении объекта, без искусственно созданных факторов воздействия.

 

Подметод сравнения применяется для установления связей объектов исследования с реальностью.

 

Подметод моделирования служит для построения естественной или реальной модели объекта исследования.

 

III. Теоретико - эмпирический метод. Представляет собой совокупность методик, также содержащих несколько подметодов: дедукцию, индукцию, аналогию, абстрагирование.

  • Дедуктивный подметод действует по принципу обратной индукции и использует уже обоснованные понятия для практического исследования объекта.
  • Индуктивный подметод основывается на результатах полученных в ходе исследований и экспериментов. Он формирует теоретическую базу для дедукции.
  • Подметод аналогии нужен для сравнительного анализа нескольких исследуемых объектов, исходя из набора имеющихся признаков.
  • Подметод абстрагирования служит для мысленного исключения побочных признаков и понятий. Он позволяет сосредоточиться на основных параметрах объекта, которые максимально на него воздействуют.

В методологическом разделе диссертации, задачей автора является обоснование выбранного им метода (или набора методов) исследования, их классификация согласно принципам методологии, а также информация о целесообразности того или иного научного подхода.