Меню

Научная статья на тему - ФАКТОРЫ ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРАВОВОМ СТАТУСЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН НА КАВКАЗЕ

 

Аннотация: Соционормативная культура указывает на важные особенности культуры этноса, уровень его самосознания, адекватности идентичности. Этот факт учитывается при изучении вопросов формирования, эволюции гендерных взаимоотношений в северокавказских республиках, а так же гендерных стереотипах жителей Кавказа, процесса детерминации различия правового статуса мужчины и женщины. Данные проблемы актуальны для современного общества и представляют интерес в теоретическом и практическом научном отношении. Исследование обозначенных вопросов позволит изучить структуру ценностных изменений правового статуса полов на Кавказе, расширить представления о социальной роли женщины, её месте в обществе, основных интересах, предпочтениях. Рассматривая особенности права Северо-Кавказских республик, необходимо проанализировать факты, способствующие детерминации различий, имеющих место в правовом статусе обоих полов. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления факторов, детерминирующих развития в правовом статусе мужчин и женщин на Кавказе.

 

Ключевые слова: история право, право на Кавказе, правовой статус женщины, правовой статус мужчины, различие правового статуса, гендерные особенности, влияние религии.

 

FACTORS DETERMINING DIFFERENCES IN THE LEGAL STATUS OF MEN AND WOMEN IN THE CAUCASUS

 

Abstract: Socio-normative culture indicates the important features of the culture of an ethnic group, the level of its self-awareness, the adequacy of identity. This fact is taken into account when studying the formation and evolution of gender relations in the North Caucasian republics, as well as gender stereotypes of the inhabitants of the Caucasus, the process of determining the difference in the legal status of a man and a woman. These problems are relevant for modern society and are of interest in theoretical and practical scientific terms. The study of these issues will allow us to study the structure of value changes in the legal status of the sexes in the Caucasus, to expand our understanding of the social role of a woman, her place in society, her main interests, and preferences. Considering the peculiarities of the law of the North Caucasian republics, it is necessary to analyze the facts that contribute to the determination of the differences that take place in the legal status of both sexes. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the factors that determine the development of the legal status of men and women in the Caucasus.

 

Keywords: history of law, law in the Caucasus, the legal status of women, the legal status of men, the difference in legal status, gender characteristics, the influence of religion.

 

Тему правового статуса, описывающего различия между мужчинами и женщинами северокавказского региона, нельзя полностью раскрыть, не исследовав особенности семейного положения женщин, их места в социуме.


Для жителей Центральной России положение женщин в социуме, их место в обществе определяется нормативными документами Российской Федерации. Некоторые исключения имеют место быть у сельского населения. Семейные, коммуналистические отношения у крестьян регулируются в основном нормами обычного права. [10, с. 56]


Среди уникальных регионов РФ выделяется Северный Кавказ. Здесь законы России, республик находятся в интеграции с местными традициями, религией, особым мировоззрением, сформированным на протяжении сотен лет.


Чтобы качественно изучить вопросы, связанные с темой нашего исследования, потребуется рассмотреть правовое поле, которое непосредственно воздействует на женщин, являющихся частью социума кавказских народов, а так же правовые различия полов русскоязычного населения, проживающего в этом регионе.


Стоит отметить постоянно возрастающую роль российского законодательства в городах Северного Кавказа. В это же время обычное право, законы шариата имеют большое значение для проживающих в аулах, станицах, других сельских муниципалитетах. [3, с. 34]


В историографии можно обнаружить мнение, что в ранние века положение женщин на Кавказе было достаточно свободное. Ограничения пришли вместе с исламом и распространяемым им законом шариата. С данным утверждением полностью нельзя согласиться.


Адат, то есть нормы обычного права, представлен на Северном Кавказе разнопланово. Если адыги понимали под термином «адат» кодекс чести кавказцев, то тюрки видели в нём выражение мнения старейшин. В любом случае адаты были сформированы в ХVII – ХIХ веках и несут в себе патриархальные обычаи, нормы, характерные для семейного быта, определённого социального строя. [4, с. 19]


На момент формирования адатов в обществе главенствовал мужчина. Он являлся владельцем средств производства и главным добытчиком средств к существованию семьи. Женщины так же участвовали в семейном трудовом процессе. Но этот факт ни как не влиял на мнение, что они находятся на иждивении сильного пола, что выражается в глубоком неравенстве мужчины и женщины. Мужчина был на Кавказе единственным наследников, владельцем имущества, субъектом обычного права.

 

Все мужчины, достигшие совершеннолетия, становились полноценными субъектами правовых отношений. Они могли совершать сделки, заключать договора. Но дееспособность мужчины обязательно должна была сопровождаться ведением собственного хозяйства, отсутствием опёки со стороны отца. Попечительство допускалось только в отношении детей, оставшихся без родителей, причём обоих, а так же над вдовой. Опекать вдову могли наследники. В их обязанность входило содержание женщины до её замужества, а если она повторно не выходила замуж, до момента её смерти. Если вдова выходила замуж, опекуны должны были получить от жениха калым. Этот обычай распространялся и на дочь умершего мужчины.


Нормы адата свидетельствуют о недееспособности женщины. По законам обычного права она сравнивается с ребёнком, не достигшим совершеннолетия.


Стоит признать, что регулирование положение женщины адатом, не означает, что с её позицией не считались. «Порабощение» не является целью опеки над женщиной. В основе таких отношений лежит социальное устройство общества, характерного для Кавказа. В обозначенное время горцы постоянно воевали. А на войне женщина, ребёнок особо нуждались в заботе. Это нашло своё отражение в положениях адата. [1, с. 17]


Если проанализировать Коран, то в нём мы найдём нейтральное позицию к женщине. Но, есть отдельные моменты, указывающие на их «нечистоту». Взаимоотношение полов, описывается в этой священной книге, так: «... Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!». Однако некоторые проповедники трактуют эти строки по своему, в женоненавистнической интерпретации.


Традиционный подход является основой, характеризующей отношение к женщине всего общества в целом и мужчин в частности. Он корректировался нормами, принятыми в исламе. В свою очередь, мусульманство серьёзно влияло на место женщины в обществе.


Имущественное право представительниц слабого пола на Кавказе определялось обычным правом. Например, у осетин, по правилам адата, замужняя женщина в безусловном порядке владела частью калыма, имуществом, полученным от мужа в качестве подарка во время вступления в брак. Муж, если ему требовалось воспользоваться имуществом калыма, или своего подарка, должен спросить на это разрешение у жены. Если этого не происходило, женщина просить защиту у своих родственников. [5, с. 42]


Многие исследователи склоны считать, что имущественные права представительниц слабого пола серьёзно ущемлялись. Согласно законам обычного права, в кавказской семье всё имущество было разделено на категории: личное, общесемейное. В последнем случае имелась в виду жильё, постройки сельскохозяйственного назначения, инвентарь, земля. Скот, транспорт и др. К общесемейному имуществу относилось всё, что было приобретено или унаследовано. Пользовались таким имуществом все члены семьи на равных правах.


К личному имуществу относилось то, что было получено в подарок, унаследовано. У мужчин личным имуществом было непременно оружие, конь, одежда, определённое количество скота, музыкальные инструменты. Женщины получали в личное пользование одежду и украшения, а так же всё, что было подарено женихом, гостями свадьбы. Так же к их личному имуществу мог относиться подаренный скот. В некоторых случаях в эту категорию попадала и земля. [6, с. 28]


Формально могло оказаться так, что имущество, принадлежащее жены, по своему объёму превосходило имущество супруга. Но реально всё было по другому. Например, домашние принадлежности оказывались в категории общесемейного имущества. Женщина получала право в полной мере распоряжаться только своим приданым, одеждой. Если в приданое попадал скот, то распоряжаться им мог мужчина. При этом, на Кавказе скот пасли именно мужчины. Поэтому весь приплод попадал им в собственность.


Случаи семейного раздела указывают, что замужняя женщина не могла претендовать на долю в общесемейном имуществе.


Профессор Х.М. Думанов из КБР в своём исследовании пишет, что исключительно мужчины принимали участие в разделе наследства. Эта норма считалась общепринятой на Кавказе. Невесткам оставалось только приданое. Отец должен обеспечивать мать с дочерями. Хотя, чаще всего это делал брат, получивший свою долю наследства. Данная нома раздела наследства была непреложна.


Когда наследники по мужской линии отсутствовали, женщины всё равно ни чего не наследовали.


Были случаи, когда в роду не оставалось наследников мужского пола. Тогда по нормам адата, всё недвижимое имущество доставалось мужчинам другой линии. Но уже в XIX веке это обстоятельство использовали только тогда, когда нужно было избежать дробления земельного участка.


В адатах было зафиксировано следующее положение: жена должна подчиняться мужу, как единственному господину. В её обязанности входила работа на мужа, выражение ему уважения, покорности. Жена должна беспрекословно принимать наказания от мужа.


По мнению Ф.И. Леонтович, это объяснялось тем, что такие обычаи исходили из условия необходимости выплаты калыма. Учёный указывает, что жена является товаром, который покупают. Поэтому она оказывается в рабском подчинении. Женщина покоряется супругу, как господину, должна нести в себе верность ему до самых своих последних дней. [12, с. 103]


Необходимо понимать, что положение невесты и покупка раба, не одно и то же.


Стоит отметить, адаты трактовали калым совсем по-другому. Калым в адатах, это выкуп, который должен обеспечить жених родителям невесты. В шариате под калымом понимали подарок жене.


Профессор Л.Г. Свечникова указывает на ряд традиций, которые сопровождали выкуп невесты:

1. Плата за непорочность. Подарок невесте преподносился только после первой совместной ночи.

2. Плата за уход из семьи рабочих рук. Её получали родители невесты.

3. Выкуп за невесту, подарок жене. Выплата производилась родственниками жениха.


Симбиоз адата с шариатом делит выкуп, который должна получить сторона невесты, на две категории. Непосредственно калым получат родители невесты. Вторая часть выкупа называется кебин или урдо. Она достаётся невесте.


На размер выкупа влияют различные факты. Например, сословие, к которому относится девушка, место её жительства, благосостояние родителей, девственность и др. Так, за кабардинскую княжну требовали сумму не менее 700 рублей, а за крестьянку не более 300 рублей.


Выплата калыма не означала, что жена будет принадлежать мужу на правах рабыни. Согласно адатам, муж не имеет права продать кому-либо свою жену, нанести вред её здоровью. Данное правило распространялось и на случай, когда жена проявляла неверность.


Кавказские мужчины считали позором для себя насилие над женщиной. Только особо серьёзные проступки были исключением. Обычаи некоторых народов Северного Кавказа позволяли избить или даже, убить женщину, изменившую своему мужу. Однако вероятность кровной мести её родных часто останавливали от таких поступков. [8, с. 141]


Ещё в XIX веке правила развода у северокавказских народов регулировались шариатом и адатом. Есть мнение, что инициатором развода, по нормам адата, является только мужчина. Но мы считаем это не точное определение. Нормы адата позволяли мужчине получить развод гораздо проще. Если инициативу в этом процессе проявляла женщина, она оставляла мужу калым, с согласия родственников, и остальное своё личное имущество.


Когда муж инициировал расторжение брака, он не мог забрать у жены калым, отпускал её со всем личным имуществом. При разводе, всегда оставались у отца. Поэтому женщина должна иметь веские основания, чтобы развестись.


Предлагаем далее рассмотреть основные причины, побуждающие женщину к разводу. Согласно адата, это может быть жестокое обращение мужа. Шариат указывает на такие причины: жестокое обращение, отказ содержать жену, невозможность мужчины зачать ребёнка, тяжкие оскорбления супруги, серьёзные физические недостатки супруга, различия в характерах и некоторые другие.


Женщина, решившая развестись, обращается в суд, который выносит окончательное решение и решает имущественные претензии. При этом напрямую обратиться в суд она не могла. Женщина делала это через своего поверенного.


Шариат относился к женщинам двояко. Часто он играл в её судьбе положительную роль. Если адат требовал заключение брака межу сторонами, имеющими одинаковый социальный статус, то шариат не настаивает на этом. Но он категорически был против брака, заключённого между представителями мусульман и иноверцами. Адат не требовал согласие на брак с женщины. Шариат формально соглашался на добровольное вступление в брак обоих сторон. [2, с. 54]


Брачный выкуп регламентировался законами мусульманского права. Согласно шариату, выкуп должна получить сама невеста. При этом такая возможность противоречила обычному праву. Поэтому у народов Северного Кавказа возник обычай делить выкуп на калым, кебин.


Шариат допускает наличие у женщины собственности, находящейся в личном владении. При этом она имеет формальное право на общесемейную собственность, а так же на получение части наследства. Но здесь адат встаёт не на сторону женщины, которая чаще всего наследства не получает.


Российские законы на Северном Кавказе, находятся в тесном взаимодействии с шариатом, адатом. Такой симбиоз проявляет себя в маслагате, то есть соглашении сторон на добровольной основе.


Необходимо признать, что у некоторых северокавказских народов шариат повысил статут женщины, находящейся в процессе развода. Например, у ингушей женщина не могла требовать развода. Теперь эта проблема устранена. Значительно расширены и имущественные права жены при разводе. Если муж отпускает супругу и не аргументирует это серьёзными причинами, он обязан отдать ей полученный кабин, другое приданое.


Дополнительно шариат вводил срок бракоразводного процесса. В течение определённого времени супругам было предоставлено право одуматься, и отказаться от развода. Конечно, шариат не давал мужчине и женщине равные права. Но он серьёзно участвовал в устранении серьёзного неравенства.


Идеи шариата проявлялись и негативной стороной. Это можно понять по описанию разницы между адыгейскими женщинами и русскими, относящемуся к началу и концу XIX века.


Если ранее черкешенки были относительно свободны, по отношению к представительницам других кавказских народов, то под влиянием шариата в конце XIX века их статус стал меняться при активной позиции мусульманского духовенства. Например, если записи о том, что кадий Нальчикского округа содействовал в запрещении женщинам, начиная с 10 летнего возраста, выходить на улицу с обнажённой головой. Так же воспрещалось танцующим девушкам брать за руку молодых людей. [9, с. 24]


Жилище мусульман делилось на две половины, посещать которые можно было только мужчинам или только женщинам. Выходить на улицу в тёмное время суток женщина могла только в сопровождении. При посторонних мужчинах женщина должна была прикрыть лицо платком.


Юрисдикция Российской империи стала распространяться на Кавказ только после его вхождения в состав России. Шариат продолжал регулировать жизнь кавказцев, но уже не во всех случаях.


Некоторые уголовные нормы шариата были заменены статьями уголовного кодекса Российской империи. В то же время все гражданские, семейные дела оставались под влиянием шариата, а обычное право вытеснялось новыми нормами, которые состояли из комплекса норм российских законов, шариата, адаты.


В продолжение темы следует заметить, что законы шариата, адаты были частью обычной жизни станиц, аулов и сёл северокавказских народов. Только во второй половине ХIХ века в данном регионе стали активно развиваться города, куда потянулось сельское население. В свою очередь, культурные традиции города оказывали влияние на культуру сельской местности. Причём данное обстоятельство было заметно не только по признакам духовной, материальной культуры, но и по изменившемуся порядку взаимоотношения полов.


Внутрисемейные отношения характеризовались в этот период большей свободой женщин. Большие семьи стали уже не таким частым явлением. В небольших семьях, состоящих из супругов и нескольких детей, женщина была хозяйкой, надёлённой определённой самостоятельностью, хотя она и находилась в подчинении мужа. [11, с. 87]


Именно этому периоду развития Северного Кавказа соответствует стремление женщин к грамоте. Казачки, крестьянки начинают посещать библиотеки, воскресные школы, выставки.
На рубеже XIX-XX веков зажиточные семьи могли позволить себе дать дочерям хорошее образование. Казачки получили возможность обучаться грамоте за счёт войска.


Формально российское законодательство должно было регулировать правовые вопросы всех жителей Северного Кавказа. Однако для второй половины XIX века продолжали сохраняться тенденции симбиоза законов российской империи с обычным правом. При формальном подчинении населения законам империи, в микросоциуме семьи длительное время сохранялись традиционные правовые институты.


В основе обычного права, характерного для Северного Кавказа, лежали патриархальные устои семьи и всего общества. Традиции кочевали от одного народа к другому, от горских народов к казакам, а от казаков к крестьянам. На социальное положение кавказских женщин большое влияние начал оказывать ислам. Но говорить о том, что женщины Кавказа в этот период были бесправными, нельзя.


Против местных традиций, согласно которым женщина получала гораздо меньше прав, по сравнению с мужчиной, с самого начала XX века стали выступать в печати активные представительницы горских народов.


Семейные отношения, выраженные в правовом поле, стали изменяться. Это объясняется трансформацией в изучаемый период времени товарно-денежных отношений. Республики Северного Кавказа стали частью общего российского рынка.


Традиционные для патриархального общества большие семьи стали распадаться. Городская культура всё больше проникала в сельскую местность. Это, в свою очередь, привело к расширению прав женщины. Правовое поле уже допускало, что женщина может стать во главе семьи.


Подводя итог, мы можем заявить, на постсоветском пространстве сегодня произошли серьёзные изменения, определяющие социальные, политические, экономические факторы развитие Северного Кавказа. Была пересмотрена позиция общества и на положение женщин в этом регионе. [7, с. 65]


В первые десятилетия XXI века принятые в кавказском обществе гендерные маркеры стали меняться вместе с изменяющимися гендерными ролями мужчины и женщины. Активность женщины в быту и на работе говорила о потери мужчинами статуса единственного «кормильца» в семье. Взаимоотношения полов трансформировались в сторону равноправия.


На территории северокавказских республик стала возможна реализация идеи гендерного равенства. Данный процесс был обусловлен влиянием западных регионов на восточные. Его интенсивность зависела от уровня развития территории, устойчивостью патриархальных установок.

 

Список литературы

 

1. Боева, О. В. Статус женщины в казачьих семьях на Кубани во второй половине XIX - начале XX в / О. В. Боева, А. Н. Боев //. – 2019. – № 9-1(49). – С. 14-18.

2. Воронцова, Т. А. Мужчины VS женщин: гендерная асимметрия при восприятии возраста ровесников - мужчин и женщин / Т. А. Воронцова // Социальная психология и общество. – 2022. – Т. 13, № 4. – С. 47-67.

3. Додонова, А. С. Влияние культуры на отношения между мужчиной и женщиной в современном обществе / А. С. Додонова // Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 33-35.

4. Доева, Л. И. Формирование образов мужчины и женщины у детей в семье (на примере Республики Северная Осетия - Алания) / Л. И. Доева // Социальная педагогика. – 2021. – № 1. – С. 16-23.

5. Дорошенко, М. Ю. Факторы, влияющие на различия в проявлении просоциального поведения у женщин и мужчин / М. Ю. Дорошенко // Белгород: Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2018. – С. 36-49.

6. Мутиева, О. С. Антигражданская самоорганизация женщин (на материалах Северного Кавказа) / О. С. Мутиева // Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2021. – С. 25-30.

7. Мутиева, О. С. Женщины и религиозная активность на Северном Кавказе (в контексте истории развития проблемы радикализма) / О. С. Мутиева, С. В. Сиражудинова, Р. Ж. Идрисов // Вопросы истории. – 2023. – № 4-1. – С. 62-69.

8. Сиражудинова, С. В. Женщины и женская активность в развитии гражданского общества на Северном Кавказе / С. В. Сиражудинова // Вопросы истории. – 2021. – № 3. – С. 139-142.

9. Сиражудинова, С. В. Женщины и религия: проблемы исследования и современные практики на Северном Кавказе / С. В. Сиражудинова // Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2022. – С. 23-26.

10. Сиражудинова, С. В. Положение женщин и женская активность на Северном Кавказе: на примере Северной Осетии / С. В. Сиражудинова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2022. – № 1. – С. 53-59.

11. Сиражудинова, С. В. Религиозная активность женщин-мусульманок на Северном Кавказе: направления и перспективы / С. В. Сиражудинова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2022. – № 4. – С. 84-90.

12. Храброва, К. Г. Влияние отношений между мужчинами и женщинами как социальными группами на состояние института семьи / К. Г. Храброва // Москва: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2020. – С. 102-105.

 

References

 

1. Boeva, O.V. The status of a woman in Cossack families in the Kuban in the second half of the 19th - early 20th centuries / O.V. Boeva, A.N. Boev //. - 2019. - No. 9-1 (49). - S. 14-18.

2. Vorontsova, T. A. Men VS women: gender asymmetry in the perception of the age of peers - men and women / T. A. Vorontsova // Social psychology and society. - 2022. - T. 13, No. 4. - P. 47-67.

3. Dodonova, A. S. The influence of culture on relations between a man and a woman in modern society / A. S. Dodonova // Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University, 2019. - P. 33-35.

4. Doeva, L. I. Formation of images of men and women in children in the family (on the example of the Republic of North Ossetia-Alania) / L. I. Doeva // Social Pedagogy. - 2021. - No. 1. - P. 16-23.

5. Doroshenko, M. Yu. Factors influencing differences in the manifestation of prosocial behavior in women and men / M. Yu. Doroshenko // Belgorod: Belgorod State Agrarian University named after V.Ya. Gorina, 2018. - P. 36-49.

6. Mutieva, O. S. Anti-civil self-organization of women (on the materials of the North Caucasus) / O. S. Mutieva // Makhachkala: Limited Liability Company "ALEF", 2021. - P. 25-30.

7. Mutieva, O. S. Women and religious activity in the North Caucasus (in the context of the history of the development of the problem of radicalism) / O. S. Mutieva, S. V. Sirazhudinova, R. Zh. Idrisov // Questions of history. - 2023. - No. 4-1. - P. 62-69.

8. Sirazhudinova, SV Women and women's activity in the development of civil society in the North Caucasus / SV Sirazhudinova // Questions of history. - 2021. - No. 3. - P. 139-142.

9. Sirazhudinova, S. V. Women and religion: research problems and modern practices in the North Caucasus / S. V. Sirazhudinova // Makhachkala: Limited Liability Company "ALEF Publishing House", 2022. - P. 23-26.

10. Sirazhudinova, S. V. The situation of women and women's activity in the North Caucasus: the example of North Ossetia / S. V. Sirazhudinova // Bulletin of the North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov. - 2022. - No. 1. - P. 53-59.

11. Sirazhudinova, S. V. Religious activity of Muslim women in the North Caucasus: directions and prospects / S. V. Sirazhudinova // Bulletin of the North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov. - 2022. - No. 4. - P. 84-90.

12. Khrabrova, K. G. Influence of relations between men and women as social groups on the state of the family institution / K. G. Khrabrova // Moscow: Moscow State University. M.V. Lomonosov, 2020. - P. 102-105.

 

Наши контакты

 

Позвонить менеджеру по номеру:

+7 (987) 772-22-22

WatsApp Telegram Viber по номеру: 

+7 (987) 772-22-22

Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку

Задать вопрос